Путевые заметки #8: Троя и снова Стамбул

Vladimir Sechkarev
5 min readOct 13, 2022

--

После Барселоны (про неё я написал вот тут) я отправился в Турцию в отпуск: он обещал быть сказочным, а получился сплошным разочарованием, потому что из шестнадцати его дней я проболел четырнадцать, умудрившись схлопотать две простуды подряд. Обратно я тоже летел больным и до сих пор не выздоровел.

До моего приезда мы строили планы и воображали, как поедем в Трою и посмотрим там на руины. В итоге из-за болезней я почти не выходил на улицу, и мы вынуждены были втроём обретаться в небольшой квартире, где и двум людям тесно, и пытались с отвратительно медленным интернетом смотреть фильмы про динозавров. Но в Трою всё равно поехали — и на обратном пути я кашлял так, что думал, что сейчас выплюну лёгкие.

Чанаккале

Чтобы добраться из Стамбула до Трои, надо сначала 4.5 часа ехать на автобусе до города Чанаккале, а потом ещё сорок минут на маршрутке, которая ходит примерно раз в два часа. Так что мы решили остановиться в Чанаккале на ночь.

Это Дарданеллы
В Чанаккале мы нашли самолёт времён первой мировой войны. Немецкий, кстати. Он почти целиком деревянный
Дерево, опутанное кое-как сколоченным заборчиком с колючей проволокой
Пейзажи тут характерно турецкие
Неподалёку нашлось рыбное дерево

В Чанаккале нам очень повезло: хозяин отеля, где мы остановились, отлично говорил по-английски (в Турции это редкость), поил нас чаем, а потом ещё и помог найти такси, когда мы опаздывали на вокзал. Если решите поехать туда сами, советую остановиться у него. Вот ссылка на booking.

Троя

Троя — это на самом деле не один легендарный воспетый Гомером город, а несколько разных, существовавших на одном и том же месте между примерно 3000 годом до нашей эры и где-то 300-м годом нашей, так что раскопки делятся на девять слоёв. До поездки я этого не знал.

Если бы у настоящего коня были окна, троянцы бы так легко не купились
Инфографика, на которой указано, как слои друг на друга накладывались

Та самая Троя из Илиады — это 6–й и 7–й слои; Шлиман же откопал второй, на тысячу лет более древний. До конца жизни он так и не узнал, что ошибся; впрочем, я думаю, он бы не огорчился, потому что вывез с раскопок гору золота, за которым и охотился. Из-за траншеи, которую он варварски приказал выкопать, оказалась утрачена куча источников — работу археологам будущего Шлиман испортил основательно.

Стенды в музее отзываются о нём без пиетета
Но золото в Трое и правда было отменное: вы только посмотрите на это ожерелье из шишечек
Все фотографии из Трои выглядят примерно так
Руины храма. Мрамор совсем как новый
Wilusa — это, кажется, название провинции, где находилась Троя (Ilios — её греческое название), но я не уверен
Троянская белочка
Это были чьи-то дома
Стены выглядят мощно! Неудивительно, что город осаждали десять лет
Амфитеатр
Надписи на греческом
Какой-то саркофаг
В музее есть и другой саркофаг, ещё более впечатляющий
Постамент с надписями на греческом на фоне музея
Очень всратый Дионис

Музей в Трое не очень большой, но осмотреть мы успели примерно треть, потому что оказалось, что в 17:30 его рабочий день заканчивается. Кто вообще закрывает музеи так рано? Очень обидно получилось: вряд ли я в обозримом будущем окажусь там ещё раз.

Стамбул

В Стамбуле очень много клёвых муралов. Стоило один раз выйти погулять, как я разжился несколькими фотографиями.

Е означает аптеку

Ещё у меня накопилось несколько фотографий из магазинов. Вот что можно купить в Турции, загибаем пальцы:

Несколько вариаций бюста Маркса
Табличку The Dark Side of the Moon: можно повесить её на стену и радоваться
Рюмки Pink Floyd
Табличку Twitter. Знаю нескольких людей, которые наверняка захотели бы такую
Блокнот “Пианист” (все эти фотографии из одного магазина, кстати)
Кофе с БОМБОЙ
Маленькие тыковки
Свадебные платья. Здесь есть целая улица, где в каждом доме находится магазин свадебных платьев
Старые консоли
А также диски и картриджи к ним
Ещё более старые консоли. Имей я кучу денег — скупил бы всё это и устроил музей
Сладости, все из которых мы называем “пахлава”, но у турков слов гораздо больше
Гору еды за 10 евро
Вот так выглядит турецкий завтрак (стоит 80 лир, т.е. меньше 5 евро). К нему подают кучу хлеба
Представляю вашему вниманию САЛОН СУПА, который закрывается в 14:30, потому что супом тут, видимо, завтракают
Вот такой формы стулья в кафе, где мы если сладости
Горлица (их в городе полно) свила гнездо под зонтиком летника
Стена в стамбульском метро
Эстетика ебеней
Ататюрк на этом портрете выглядит как нечто среднее между Лавкрафтом и Маяковским

--

--